Подшипник скольжения – это сборочный узел, основная часть опоры вала, обеспечивающая вращение при относительном скольжении поверхностей. С конструктивной точки зрения такое устройство представлено корпусом, вкладышами (втулками) и устройствами для смазывания. Данным элементом воспринимаются прилагаемые к валу нагрузки радиального и осевого типа, обеспечивается работоспособность механизма.
Типы подшипников скольжения
Представленные на рынке типы подшипников скольжения различаются сферой применения, а также эксплуатационными характеристиками и техническими параметрами.
Характеристики | Виды |
---|---|
Форма отверстия | Одноповерхностные и многоповерхностные; С наличием смещения поверхностей/центра и без смещения. |
Направление восприятия нагрузки | Радиальные и радиально-упорные; Осевые упорные и подпятники. |
Конструкционные особенности | Неразъёмного втулочного типа; Разъёмного типа (корпус с крышкой); Встроенные (рамные). |
Количество клапанов | С единственным масляным клапаном; С несколькими масляными клапанами. |
Обеспечение регулировки | Без регулировки; С регулировкой. |
Для подшипников с разъёмным типом корпуса характерно соединение с крышкой посредством шпилек или клиньев, болтов или винтов. С целью разгрузки элементов от поперечных усилий в процессе работы, крышку и основание в обязательном порядке снабжают координационные поверхности.
Следует отметить, что для коротких подшипников характерна быстрая потеря масла, но допустимы меньшие по размерам зазоры. Такие подшипники способны обеспечивать наилучшее отведение тепла, возникающее при трении поверхностей.
Область применения
Подшипники скольжения обладают повышенной долговечностью при эксплуатации в условиях высокоскоростных механизмов. Такими бесшумно работающими устройствами достойно воспринимаются динамические воздействия.
Сфера применения подшипников скольжения ограничивается:
- различными двигателями;
- станами для металлопроката;
- редукторами и компрессорами;
- грузоподъёмными устройствами;
- опорными роликами транспортёров;
- ходовыми колёсами мостовых кранов;
- кузнечно-прессовочным оборудованием;
- линейными или формовочными машинами;
- узлами ходовой части вагонов или локомотивов;
- тяжёлыми редукторами и текстильными машинами;
- центробежным насосным оборудованием любой мощности.
Опорные устройства скольжения для вращающихся деталей второго класса (смазка под давлением) широко используются в разных слабонагруженных опорах с большой скоростью скольжения, включая паровое котловое оборудование, водяные и газовые турбины, вентилирующие конструкции осевого типа и турбокомпрессоры.
К основным недостаткам подшипников скольжения можно отнести необходимость постоянно контролировать смазку, к которой предъявляются повышенные требования по температурному режиму и показателям чистоты, а также наличие относительно больших осевых размеров, сниженный КПД и неравномерность износа.